Покупаем подержанный звездолёт

Место: 
41
Баллы: 
9

(Руководство к действию)

The roan starprobe vehicle, snorting and shaking nozzles, moved back
from Hunting Dogs. Chris was silent and smoking.
- Do something! - has shouted Mercedes, having closed the person hands.
Chris shrugged shoulders.
- I always do something, - he has noticed unperturbably. - Sometimes in
bed. *)
Все вы, конечно, помните этот фильм. Железный Крис стал героем
анекдотов и пародий, его изречения вошли в фольклор. Но даже Крис не сделал
бы картину "Хвостом вперёд" такой популярной без очаровательной
звездолёточки Крапивы.
Звездолёты прочно вошли в нашу жизнь. Их рисуют дети, в их честь
называют улицы, недавно в Греции, на Марафонском поле, поставили памятник
героическому DDR 76-F. У многих состоятельных людей уже давно есть личные
звездолёты, и в настоящее время зарождается рынок подержанных кораблей
малого класса. Они пока дороги, но всё большее число обеспеченных граждан
начинают подумывать о такой покупке. Наша статья - для них.

I. Определитесь с потребностями.

"Я собираюсь приобрести подержанный отечественный звездолёт. Что вы
посоветуете?" - такие вопросы стали нередко приходить в адрес нашего
журнала. Конечно, довольно трудно дать подробный ответ в рамках журнальной
статьи. В целом, советуем следовать главному принципу: "Звездолёт для
человека, а не человек для звездолёта".
Но если вы задумали купить корабль старше сорока лет, вероятней
обратное. Звездолёты взрослеют долго, и к сорока годам как раз достигают
полового созревания. Такие корабли - не самая удачная покупка. Помимо
опасности оказаться в салоне звездолёта, занимающегося любовью, в этом
возрасте они, как правило, начинают интересоваться борьбой за права
кораблей. Люди, воспитавшие такой звездолёт с самого конвейера, навсегда
остаются для них друзьями, но нового владельца корабль может отвергнуть.
К примеру, некоторым нравится большая и красивая "Касатка" GA(z)-21,
особенно со стабилизатором в форме плавника. Подобным любителям аэростиля
мы настоятельно рекомендуем ограничиться фотографиями или масштабной
моделью 1:430! Иначе ваша участь - стать мученником или, ещё хуже,
"символом рабовладельческого общества". Эксплуатировать такие корабли
регулярно - сродни подвигу. Подобные звездолёты ныне расценивают как
"свободные" и иногда приобретают для целей, далеких от обычной эксплуатации
(киносъемка, автономные экспедиции). Их сохранилось немного. Большая часть
таких кораблей покинула человечество и живёт собственной жизнью, далеко за
пределами Галактики. Оставьте их, пожалуйста, в покое, вам же спокойнее
будет.
Что касается звездолётов выпуска до 2320-го года, то это уже не
"свободные", а просто металлолом. Они сильно изношены и постоянно ломаются,
поскольку в то время на корабли ещё не ставили системы молекулярной
регенерации. Стоят они намного дешевле второго поколения, но, польстившись
на низкую цену и купив такой корабль, вы будете мучиться из-за "старческих"
дефектов - частого выхода из строя двигателей, дефлекторов и других
механических узлов, непрочности посадочной обмазки, да и просто из-за
несносного характера, который приобретают все без исключения звездолёты тех
лет: после выпуска второго поколения, старые корабли были стерилизованы.
Если вы все-таки уже приобрели (или получили по наследству) нечто
подобное, то вариантов перед вами два: либо набраться мужества и продать
"семейную реликвию", либо поднакопить денег и купить комплект для
модернизации во второе поколение. Предупреждаем, такие комплекты бывают
только новые, и стоят они дороже, чем неплохой подержанный звездолёт. Зато,
если вы всё же решились на крупные затраты, вам будет обеспечена горячая
благодарность и верная дружба корабля.
Чтобы получать удовольствие от полётов и не служить посмешищем (или
вызывать сочувствие?) у коллег-владельцев, рекомендуем выбирать из моделей
GA, но не старше 20 лет и с пролётом не более 100 тыс. прс. Самый дешевый
вариант обойдется вам в 200,000 - 250,000 у.е. Другая "крайность" -
новенький звездолёт с плохим характером. На наш взгляд, приемлемое для
большинства решение - где-то посредине.

II. Что на выбор?

Итак, вы твёрдо взвесили свои возможности и решили, что звездолёт вам
необходим. Вы готовы мириться с риском встретить сексуально озабоченный
корабль или нелюдимого ворчуна, готовы покупать дорогие запчасти и
инерционную смазку категории А+, наконец, готовы стать объектом нападок в
прессе, где постоянно мусолится вопрос о предоставлении звездолётам
гражданских прав. Если да - читайте дальше.
Выше мы обсудили, какого рода корабль стоит покупать. Теперь давайте
пройдёмся по Сети и почитаем объявления о продаже, снабдив их комментариями
специалиста.

...GА(z)-3102, 2420 г.в., самец, 38 тыс. прс, белый, мж-звзд., 1
хозяин...

Скорее всего, пролёт занижен вчетверо, а "Дельфин" уже давно и
настойчиво просит хозяина купить новый двигатель. Но позвонить можно, есть
небольшой шанс, что хозяин - действительно любитель звездолётов, который
больше играет со своим "Дельфином" в шахматы, чем возит на нём удобрения.
Впрочем, говорят, такие корабли "уходят" еще до выпуска дайджеста в Сеть...

...GA(vz)-21093, 2486 г.в., самка, вишня, мж-звзд., двхм., вирт.слн.
"Сони", дфлктр. "Сагем", л-шки "Мишлен", сопла "Момо", характер
отзывчивый...

"Наворотки" не оставляют сомнений в том, что хозяин - богатый молодой
человек и, скорее всего, он уже безнадёжно избаловал корабль. Такие круглый
год гоняют звездолёты по туманностям, и за 200 тыс. прс. (о меньшем и не
мечтайте, а на счетчик не смотрите) красавица "Пантера" превращается в
полуживое несчастное существо. Можно заменить в ней все, но характер уже не
исправить. Возможно, именно поэтому ее и пытаются продать так дёшево -
"чистый" корабль, без ненужных наворотов, за такую цену найти практически
невозможно. Ну, а вдруг повезет? Проверьте.

...GA(mkl)-6110, 2407 г.в., самец стрл., 34 тыс. прс., мж-звзд., грз.,
двиг. 902, л-шки хор. сост., сп.м., спокойный...

Если вы решили во чтобы то ни стало лично познать, что такое
стерилизованный звездолёт, ориентируйтесь только на модели MKL. Дело в том,
что многие хозяева старшего поколения из числа так называемых "дедов",
считают звездолёты обнаглевшими машинами, а не разумными существами, и
нередко кастрируют их специально, чтобы доказать своё "превосходство".
Нетрудно представить, какое мнение о людях после этого получит несчастный
корабль, попавший в руки "деда", скорее всего, новособранным несмыслёнышем.
Большинство марок звездолётов, увы, в этом случае навсегда теряют веру в
дружбу, но модели MKL явлются счастливым исключением. Гениталии этих
кораблей выполнены в отдельном заменяемом модуле, который стоит совсем
недорого (владелец фирмы MKL - горячий сторонник освобождения звездолётов).
После восстановления репродуктивных функций, корабль, скорее всего, станет
вашим верным другом, особенно если сразу после покупки устроить ему случку
с хорошенькой звездолёточкой (это недорого).

III. "Ностромо" и "Тысячелетний сокол".

Выше мы описали три наиболее часто встречающихся варианта. Вы должны
отдавать себе отчёт, что случайные люди, как правило, звездолёты не
покупают, и действительно отличный корабль, с хорошим характером и надёжной
механикой, никто продавать не станет.
Однако есть одна возможность приобрести великолепный, практически новый
звездолёт за небольшую сумму: продукция инопланетных рас. Эти корабли
весьма совершенны, и нередко превосходят отечественные модели по всем
параметрам, кроме одного: их разум - разум чужака. Сможете ли вы найти
общий язык с инопланетянином, зависит только от вас. Ниже мы попытаемся
дать несколько советов.

1. Никогда не покупайте звездолёты рапторов. Они замечательны по
конструкции, быстры и экономичны, однако немногие знают, что
рапторы строят разумные корабли только по технологии киборгов. У
своих погибших сородичей, если мать гнезда согласна, они
ампутируют мозг и вживляют его в киберсистему, связанную с
контрольным центром звездолёта. Получившийся корабль, конечно, не
помнит свою "прошлую жизнь", однако он - полноценный гражданин
планеты Джунг, и если вам предлагают купить такой зведолёт,
можете смело обращаться в корпус галактической безопасности,
поскольку корабль однозначно украден.

2. Не покупайте корабли производства И-Наэн. Вы просто не сможете
их использовать, поскольку И-Наэн - коллективный вид, и в кабине
пилотов вас будет ждать управление, рассчитаное на двадцать
хватательных щупалец одновременно. Не верьте, если продавец
утверждает, будто корабль адаптирован к человеку, вы в любом
случае не сможете на нём летать. Всякий, кто видел туалетные
принадлежности И-Наэн, вам это подтвердит.

3. Не покупайте оборотней (в названии модели будет аббревиатура
DDN). Такие звездолёты строят на двух планетах: Тельбегене
(зоране) и Тарсисе (вайверны). Это корабли третьего поколения, и
по уровню использованных технологий они на порядок превосходят
любые другие. Оборотни применяются только Корпусом Галактической
Безопасности в качестве антитеррористических рейдеров. Вы должны
чётко осознать, что DDN-звездолёт - это не транспорт, даже
обладающий разумом, а опытный агент КГБ, по неизвестной причине
решивший уйти со службы в частный сектор. Такие корабли обычно
сами дают объявление о своей продаже. Помните, купив оборотня
DDN, не вы станете его хозяином, а он - вашим.

4. Если вам предлагают молодую самочку производства Энтобана,
поинтересуйтесь, где она работала раньше. На планете Энтобан
существует мощное движение в защиту прав звездолётов, и
активистки нередко используют свои корабли для провокаций. Ваша
новая звездолёточка может вести себя как дьявол, а при первой же
вашей вспышке - выступить по Сети с обвинением в нарушении
конвенции о защите разума.

5. Хорошенько подумайте, стоит ли покупать корабль, от которого
ушла самка. Звездолёты гораздо терпимее друг к другу, чем люди к
звездолётам, поверьте.

6. На планете Мортар строят единственные в Галактике биполые
корабли. Если вам важен имидж - можете купить один из таких, вы
получите гарантию, что будете всё время в центре внимания. В
любом другом случае мы не рекомендуем покупать звездолёты,
которые 6 месяцев в году неспособны летать в связи со сменой
пола.

7. Модели дрегстерной фирмы "Шумах" известны всей Галактике за
свою непревзойдённую скорость. К несчастью, сами звездолёты тоже
прекрасно знают об этом. Если вы не готовы тратить сотни
кубометров топлива на каждый парсек пути, и тысячи кредитов на
штрафы за превышение скорости - не покупайте такой корабль. Их
невозможно приучить летать спокойно.

8. И наконец, ни в коем случае не покупайте старые корабли марки
"Нуль-шишига" производства сборочного комбината "Генри, пожилой
лев". С возрастом, эти звездолёты превращаются в капризных и
болтливых "кумушек", которые выпьют все ваши нервы. Известен
случай, когда в системе тройной чёрной дыры PKS-72109 должна была
вспыхнуть сверхновая звезда, потерявшая стабильность из-за
гравитационного дисбаланса короны. Звездолёты, которые паслись
поблизости, вовремя почувствовали опасность и успели улететь, а
"Нуль-шишиги" все шуршали в черных дырах, сетуя на падение
скорости света...

(Опубликовано 30-го февраля 2499 года с разрешения автора)

*) Перевод начала статьи:
Чалый звездолет, всхрапывая и тряся соплами, пятился от Гончих Псов.
Крис молча курил.
- Сделай что-нибудь! - крикнула Мерседес, заслонив лицо рукой. Крис
пожал плечами.
- Что-нибудь я всегда делаю, - заметил он невозмутимо. - Иногда в
постель.